Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. Эффективные игры для развития мелкой моторики рук ребенка Игра игра дидактическая моторика 2
Игры для развития мелкой моторики рук
Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.
Игры с баночками и коробочками
Подбери крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.
Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.
Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.
Яичный контейнер Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.
Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.
Колечки - колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.
По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.
Собираем пирамидку Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.
Нанижи на шнурок Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.
Нанижи на стержень На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)
Стаканчики спрятались Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.
Пирамидка из стаканчиков Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.
Друг в дружке Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.
Кто в стаканчике живет Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?
Кто тут прячется? Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.
Переверни стаканчики
Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.
Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.
Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).
Игры с абаками
Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.
Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.
Игры с мозаикой
Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.
Дорожка Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
Снег или дождь Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.
Звездочки на небе Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.
Цветочки на поляне Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.
Грибы в лесу Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.
Покорми курочку и цыпленка Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.
Горох для петушка Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.
Курочка и цыплятки Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.
Утка и утята Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».
Игры с конструктором
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями , которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.
Игры с прищепками
Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.
Игры с пуговицами, шашками и бусинами
Копилка Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.
Шашки – камешки Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.
Витаминки в пузырьке Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Пуговицы – карандаши Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.
Ячейки Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.
Бусинки в домиках Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.
Яблоки на яблоне Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.
В какой руке Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.
Дорожка
Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку - наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.
Игры со шнурками и ленточками
Узелки на память Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.
Бусы Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.
Дорожка Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.
Круг Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.
Непослушный шнурок Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.
Непослушный наш шнурок
Обвязать все пальцы смог.
Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.
Шнуровка
Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.
Игры с палочками и спичками
Спички в коробке Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.
Пузырек и спички Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.
Волшебные палочки Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.
Дорожка и забор из палочек Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.
Большие и маленькие палочки
Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.
Игры с бумагой и салфетками
Снежки из бумаги Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги
Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
Закладки Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.
Волшебные конфетки
Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.
Картотека пальчиковых игр
Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.
Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.
«Сухой бассейн»
Цель:
Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)
Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.
Речевое сопровождение:
«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»
Игра «Коробочка тактильных ощущений
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
«Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур(леску).
Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
«Разноцветная мозаика»
Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.
«Волшебные палочки».
Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.
Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.
Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.
«Заплети косичку» - для индивидуальных занятий.
Цель:
Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)
Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое сопровождение: «Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из тесьмы,
С нею очень мы дружны.»
«Черепашка»
Цель:
Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.
Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.
«Рисование по манке (муке)»
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
«Дидактическая игра с крышками»
Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.
Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.
Игра с крышками от бутылок «Лыжник»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.
Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх - это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.
«Игры с резинками»
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,
соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".
Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!
Игры с конструктором.
Цель:
Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Раскладываем находки по цветам. В те цвета, которые не смогли найти на улице, положили игрушки.
Фото прислали Кирилл (2 года) и мама Екатерина
Фото прислала Лина
Игра «Кто что ест». Кормим животных
Играем с резиночками. Композиция Елка
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с желейной массой, выковыриваем игрушки из желейного моря.
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с сенсорной коробкой Зимушка-зима. Строим берлогу для медведя и нору для лисички
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Взбиваем венчиком пену, собираем губкой пену в ведерко
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с рамкой-вкладышем
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Изучаем звуки
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Вдеваем синельную проволоку в сито, своеобразное вышивание получается
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Клеим наклейки, заодно и буквы повторяем
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Делаем лес для зайки. Учимся втыкать листики в пластилин, не сломав их
Фото прислали Кирюшка (1 год 3 мес) и мама Екатерина
Снимаем с елки шарики, сортируем по цвету
Фото прислали Давид (1 год 5 мес) и мама Анжела
Игра «Найди пуговке парочку»
Игра «У кого какой хвост»
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Играем с соленым тестом, кормим игрушки
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Раскладываем спички по цветным коробочкам
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Разворачиваем конфеты и сортируем по цвету
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Смена времен года. Режем ножницами бумагу, раскрашиваем крону яблонь и елку, приклеиваем снежинки, катаем из пластилина яблочки и приклеиваем, лепим из пластилина снеговиков.
Угадай чей след. Игра с кинетическим песком
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Игры с конструктором. Придумываем разных животных
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Повторяем счет. Играем в игру «Мешок яблок»
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Раскладываем предметы по ячейкам. Раскладывать можно шишки, каштаны, желуди, орехи, камушки, шарики. В качестве ячеек подойдут форма для льда, крышки от пластиковых бутылок, палитра, лотки от яиц.
Учимся проталкивать предметы. Проталкивать можно что угодно: коктейльные трубочки, счетные палочки, обрезанные ватные палочки, колпачки от фломастеров
Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна
Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Играем с рамкой-вкладышем
Играем на улице, используя природный материал. Делаем из палочек буквы и цифры
Достаем маленькие игрушки ложкой из миски с водой и складываем в другую миску
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с соленым тестом. Оставляем отпечатки разными предметами
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с прищепками. Делаем иголочки елочке и ежику
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с кубиками «Сложи узор»
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (1 — 2 года) и мама Марина Фурзикова
Забавные шнуровки
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 6 мес) и мама Марина Фурзикова
Кормим медведя манкой через дырку в животе с помощью ложки
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Играем с прищепками
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Пишем на манке буквы и цифры. Снизу посуду подсвечиваем гирляндой
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Нанизываем бусины на синельную проволоку и получаем бусы для куклы
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Вылавливаем мозаику из воды при помощи ситечка
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Перекладываем мороженое (крашеный лед) ложкой
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Проходим простой лабиринт — соединяем пингвинчков линией
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Украшаем елку стеклянными шариками
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Перекладываем ложкой шарики мороженого, сделанные из теста
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Соединяем одинаковые шарики линиями
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Устраиваем чаепитие
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Надеваем маленькие резиночки на стержень
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Конструируем из геометрических фигур
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 5 мес) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Коля (2 года 3 мес) и мама Алена
Фото прислали Коля (2 года 2 мес) и мама Алена
Игра с блоками Дьенеша по схемам
Сетка памяти с использованием фигурок животных
Фото прислали Коля (2 года 1 мес) и мама Алена
Учимся ловить рыбу. Магнитная рыбалка
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Обводим буквы и цифры по стрелкам
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Приклеиваем и отклеиваем многоразовые наклейки
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Составляем картинки из палочек от мороженого
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Составляем композиции из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Кормим свинку-копилку пуговицами
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Учим цвета и формы, подбирая половинки игрушечных яиц
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Открываем крышки на баночках и пытаемся подобрать и закрыть крышки
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Игра «Сажаем огород»
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Игры с тестом. Вдавливаем формочки в тесто
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Забиваем цветные гвоздики и таким образом украшаем бумажную елочку
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Режем банан. Первый опыт работы с ножом под присмотром
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Игры с мозаикой: выкладывание цветовой последовательности
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Самодельные шарики из мягкой ткани на тоненьких резиночках (7 цветов радуги + белый): изучаем цвета, понятия «вверх-вниз», «влево-вправо»
Фото прислали Богдан (11 месяцев) и мама Ирина
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Игра «Кормим петушка»
Игра «Найди маму». Подбираем курицам яички по цвету
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 9 месяцев) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: Просовываем макароны, спички и все, что можно просунуть в дырочки дуршлага
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: чистим лук от шелухи
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: складываем орешки в бутылку
Фото прислали Ромик (1 год 4 месяца) и мама Анастасия Темных
Рождественский вертеп
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 8 месяцев) и мама Марина Фурзикова
Игра со льдом « Освободи из ледяного плена зверей». Сыпем соль на лед, льем воду из кружки, щипцами захватываем фигурки и кладем в тарелку.
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Большой съест много, маленький — мало.
Закрываем-открываем, подбираем по цвету и форме.
Варианты игры для более старшего возраста: 1. Ориентировка на плоскости - «Сделай игрушкой 2 шага вперед, 3 влево, где оказалась игрушка?»
2. Игра на развитие внимания и памяти. «Во втором ряду сверху под третьей крышечкой спрячь цветочек» , «Вспомни, кто спрятался под зеленым треугольником, под красным кружочком...»
Фото прислали Давид (1 год 4 мес) и мама Анжела
Сенсорная коробка «Осень»
Фото прислали Руслана (2 года 2 мес) и мама Азнива
Сенсорная коробка «Африка»
Фото прислали Руслана (2 года 1 мес) и мама Азнива
(доска с замочками, щеколдами, выключателями, колесиками и т.п.)
Фото прислали Руслана (2 года) и мама Азнива
Используем стаканчики, воронки, бутылочки.
Фото прислали Руслана (1 год 10 мес) и мама Азнива
Игра: Кормим киску фасолью
Фото прислали Руслана (1 год 7 мес) и мама Азнива
Играем с рамками-вкладышами Монтессори
Фото прислали Руслана (2 год 1 мес) и мама Азнива
Игра «Спасаем пингвинчиков» . Пингвинчиков занесло снежной бурей, надо им помочь. Учимся работать грушей. В контейнере сода. В воду добавлена лимонная кислота и гуашь для цвета.
Фото прислали Егорка (1 год 11 мес) и мама Марина
Мозаика из губчатых салфеток. Повторение форм и цветов. Конструирование. Играем в ванной.
Фото прислали Егорка (1 год 10 мес) и мама Марина
Первый цветовой сортер. Проталкиваем детали мозаики в дырочки, проделанные в коробке от каши.
Фото прислали Егорка (1 год 6 мес) и мама Марина
Игра «Съедобное — несъедобное». Используя карточки от лото, накормим бегемотика, но только так, чтобы у него животик не заболел.
Игра «Большая стирка». Малышу необходимо разобрать носки по парам. После этого с помощью прищепок повесить сушиться на шнурок (шнурок можно завязать между ножками детского стола и стульчиков)
Фото прислали Егорка (1 год 9 месяцев) и мама Марина
Игра: Самодельная геометрическая рамка-вкладыш. Вкладышами служат блоки Дьенеша и детали из картона.
Фото прислали Егорка (1,5 года) и мама Марина
Игра: Нескучное геометрическое лото. Предварительно маме нужно завернуть фигурки от лото в фольгу. Малышу будет интересно, что же внутри, и игра пройдет гораздо веселей, чем обычное лото.
Фото прислали Егорка (2 года) и мама Марина
Игра со штампиками: ставим отпечатки, открываем, закрываем.
Игра: Самодельная хрюшка-копилка. Кормим свинку пуговицами.
Фото прислали Ромик (1 год 3 месяца) и мама Анастасия Темных
Игра: Тактильные карточки
Фото прислали Данил (1 год 2 мес) и мама Марина Фурзиковы
Игра: Самодельное геометрическое лото на магнитах
Игра: Самодельная свинка-сортер.
Фото прислали Данил (1 год 1 мес) и мама Марина Фурзиковы
Игра: Кормим Винни Пуха и Пятачка. Сортируем орехи по размеру: все большие для Винни, а Пятачку те, что поменьше.
Фото прислали Кирюшка (1 год 2 месяца) и мама Екатерина
Игра: Собираем урожай.
Фото прислали Алиса (3 года 5 мес) и мама Ирина
На чтение 14 мин.
Ученые-исследователи подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи и мышления. Высокий уровень сформированности мелкой моторики детских пальцев обеспечивает достаточный уровень памяти, внимания и подготавливает руку к письму.
Мелкая моторика рук связана с развитием левых височных и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.
В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребенок касается некоего предмета, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга и способствуют развитию высших психических функций.
Для развития межполушарной взаимодействия можно выполнять упражнения с участием мышц рук.
Что необходимо для развития моторики и речи
Уровень развития речи зависит от степени сформированности мелких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а следовательно развитие мышления ребенка.
Возрастные особенности развития мелкой моторики рук
Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:
1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.
4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры помогут детям:
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму;
- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что устранит возможность появления неврозов.
Период от 2-х до 3-х лет
Период от 2-х до 3-х лет – чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка, в частности, в интеллектуальном и познавательном развитии.
Как известно, органом мышления, органом всей умственной деятельности человека является мозг. В процессе развития ребенка, когда происходит рост мозговых клеток, их оформление, когда быстро растут нервные волокна – проводящие пути, которые связывают мозг с органами чувств и с мышцами, во время сокращения которых происходят различные движения, прирост массы мозга имеет большое значение.
Наиболее интенсивное увеличение мозга в раннем и младшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что именно в это время дети развиваются особенно быстро. И действительно, как много знаний и умений приобретает ребенок в течение первых трех лет своей жизни!
Он учится смотреть и слушать, разговаривать, схватывать предметы и действовать с ними, стоять, ходить, бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице. А еще ребенок овладевает многочисленными навыками – пользоваться ложкой, кисточкой, карандашом и многими другими предметами.
Память ребенка обогащается огромным количеством знаний о цветах и звуках, о явлениях и объектах природы, свойства различных предметов и продуктов труда людей. Малыш познает пространство и время, овладевает речью, учится общаться со взрослыми и сверстниками, усваивает основные правила поведения.
Условия и организация детской деятельности
Для полноценного развития малыша и для развития моторики ребенка существенное значение имеют условия и организация деятельности ребенка. В связи с этим значительную роль играют детские игрушки. Они должны быть разнообразными, яркими, интересными.
Дети совершенствуют двигательную координацию и зрение, учатся концентрировать внимание во многом именно благодаря игрушкам: малыши самостоятельно выбирают себе игрушки для игры, осуществляют с ними различные действия, в том числе по просьбе взрослого.
Это способствует развитию и совершенствованию речи и мышления детей.
В играх – занятиях взрослый знакомит ребенка с предметами, их особенностями и признаками, учит действовать с ними и называть.
Игра – удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие ученые. Не смотря на то, что игра действительно кажется вполне свободным времяпровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей.
В жизни малыша игра имеет чрезвычайное значение, которое ни с чем нельзя сравнить. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.
Игры в детском саду и дома
В детском дошкольном учреждении дети, как правило, имеют место и время для игры. О эти необходимые для умственного развития малыша в речи следует позаботиться и родителям ребенка, дома. Полезно, когда папа или мама поощряют игру ребенка, рассказывают и показывают ему, как именно можно играть той или иной игрушкой.
Игра – своеобразная школа жизни и путь к развитию детского творчества, самостоятельности, приобретения коммуникативных навыков и тому подобное.
Слушая стихи и сказки, ребенок узнает много нового и интересного про окружающий мир, деревья и цветы, людей и зверушек, фантастических героев, их удивительные приключения и проч.
Естественно, что 2-3-летние малыши не сразу могут понять то, о чем рассказал им взрослый. Поэтому дети часто требуют многократного повторения одних и тех же сказок, рассказов, потешек, песенок, стихов.
Такое повторение играет важную роль: оно дает возможность ребенку вдуматься в сюжет услышанного. Если малышу предлагать все новые и новые книги, он с детства привыкает к поверхностному ознакомлению с ними.
Главное заключается в том, чтобы ребенок научился понимать прослушанное. Для этого важно задавать вопросы: о чем (или ком) рассказывается в стишке или сказочке?
Иногда после чтения взрослому полезно спросить малыша: про кого мы читали сегодня?», «Что он делал?», «Что с ним случилось?», «Чем закончилась сказка?» такие вопросы заставляют ребенка задуматься над прочитанным.
Аналогичная работа может проводиться и по картинкам, когда дети рассматривают иллюстрации в книгах или отдельные картинки с определенным сюжетом. Ребенка младшего дошкольного возраста целесообразно спросить: «Что это?», «Что здесь нарисовано?».
Важным средством не только познания окружающего мира, но и общение детей между собой является усвоение речи. Поэтому необходимо развивать у ребенка не только понимание им речи взрослого (пассивная речь), но и его собственную, активную разговорную речь.
Для этого у взрослого существует много возможностей. Обязательно нужно следить за чистотой детской речи, правильным употреблением малышом слов и построением предложений.
Средства для развития моторики
Не менее важно беспокоиться о развитии мелкой моторики, которая совершенствуется в разнообразных занятиях – рисовании, раскрашивании, лепке и тому подобное.
Рука для ребенка является органом не только труда, но и познания. Родители часто останавливают малыша, запрещая ему прикасаться ненужных, по их мнению, вещей. И совершенно зря!
Ведь этим они задерживают его умственное развитие, так как многое ребенок еще не может понять лишь на основе собственного суждения. Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и проявляется в работе с новыми и незнакомыми ребенку предметами. Установлено, что только на основе практического действия постепенно формируется действие интеллектуальное.
Умственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит и совершенствуется в разнообразных играх и занятиях, творческих и учебных. Малыш с необходимой помощью взрослых учится наблюдать и получает множество ярких впечатлений об окружающем мире, постепенно приобретая умения практически действовать и осмысливать то, что видит и слышит благодаря овладению речью.
Если при этом ребенок еще и усваивает основные правила поведения, коммуникативные навыки, умение обращения с вещами, можно сказать, что она с пользой проходит через этот период своей жизни.
Как моторика связана с речью?
Одним из показателем готовности ребенка к школьному обучению считается уровень развития мелкой моторики, ведь уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько хорошо сформированы тонкие движения пальцев рук.
Как выявили отечественные ученые, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие моторной стороны речи, хотя общая моторика при этом может соответствовать норме.
К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем в речевом развитии.
Проблемы моторики
Многие родители понимают необходимость развития малыша от рождения и с большим интересом занимаются с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они всегда должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша.
Каждому из нас приходилось встречать детей четырех - пяти лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное.
Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив полнометражный мультфильм или поставив игру на часик, чтобы ребенок не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел.
Лишь некоторые родители признают тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока их ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застегнет все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное.
Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки - свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто из родителей задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество вещания.
Влияние мелкой моторики на способность ребенка учиться
Результаты исследований ученых, практический опыт дефектологов, логопедов свидетельствуют, что в последнее время у детей заметно снизился уровень развития тонких движений пальцев рук и, к сожалению, возросло количество детей с задержкой речевого и психического развития.
Специалисты установили, что у большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, нескоординированные. Таким детям сложно переключиться с выполнения одного движения на другой.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой у ребенка родители узнают лишь в период подготовки ребенка к школе или уже в школьном возрасте, когда ребенок во время учебы начинает отставать от сверстников, не успевает по программе.
При этом нагрузка на ребенка значительно возрастает, ведь, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать ручку в непослушных пальцах. Но такие проблемы можно предупредить, если вовремя выявить отставание в развитии координации движений и мелкой моторики у ребенка. При правильно спланированной коррекционной работе можно исправить ситуацию еще в дошкольном возрасте.
Мелкая моторика как фактор устранения речевых нарушений
Стоит помнить, что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием увеличения импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.
Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и способствует предотвращению и устранению возможных речевых нарушений.
Кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем «умнее» руки, тем умнее малыш. Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речи.
Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.
По мнению доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии Образования М.Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи.
Значение раннего возраста для развития моторики будущей личности
Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение длительного времени. Поэтому начинать работу по развитию движений рук малыша нужно с рождения. Ведь ребенок и в возрасте младенца, и особенно в раннем возрасте, имеет огромный потенциал для формирования будущей личности, в частности ее интеллектуального развития.
Именно в раннем возрасте малыш может много получить, но и много потерять. Следует заметить, что потери этого периода с возрастом компенсируются труднее, а приобретения остаются на всю жизнь.
Не стоит забывать, что именно в первые три года жизни мозг развивается наиболее интенсивно: к семи месяцам мозг ребенка увеличивается вдвое, в полтора года - три, а до трех лет составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.
Эффективные условия для развития моторики у детей дошкольного возраста
Необходимо задействовать все пальцы на обеих руках. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для развития моторики кистей ребенка важно тренировать обе руки. Важно в играх так же развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.
Значение игр для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения для развития моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с низшими структурами.
Одновременно у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется усидчивость, игровая и учебно-практическая деятельность.
Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Игры из подручных материалов
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:
Игра «Шнуровки»
Можно купить уже готовую «шнуровку», а можно ее изготовить самому. Уверена, что ребенок еще с большим удовольствием будет играть, если основу папа или мама сделают самостоятельно, специально для него. Будет нужен кусок линолеума, фанеры, пластика и т. п. с проделанными отверстиями и шнурок.
Игра «Застежки»
Застегивание пуговиц, кнопок, липучек, змейки. Нужна ткань, пуговицы и нитки.
Выкладывание, перебирание косточек
Нужно: тарелочка, косточки, желательно разные (например, из абрикоса, персиков, вишен). Но если ребенок еще маленький лучше брать крупные косточки.
Создание ожерелья из пуговиц, частиц соломинки, крупных бусинок
Для развития моторики посредством создания ожерелья понадобятся: шнурок, пуговицы с крупными отверстиями, несколько разноцветных соломинок для коктейля (разрезать на кусочки по 1-3 см длиной), бусины, ножницы.
Игры с прищепками
Потребуются прищепки и картон.
Откручивание и закручивание крышек
Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.
Скручивание лент
Игра «Волшебный мешочек»
Угадывание на ощупь предметов. Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.
Перекатывание карандаша
Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирует организм в целом.
Обводка трафаретов
Для развития моторики в этой игре потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.
Аппликации из круп
Для развития моторики посредством аппликации понадобятся: картон, пластилин, клей, крупы, семечки, макаронные изделия и тому подобное.
Пересыпание косточек, каштанов, круп, фасоли, ракушек, монет и т. п. с одной емкости в другую.
Нужно: две и более мисочки (можно одну пластиковую, а другую металлическую, тогда еще и развиваем слух), «сыпучие». Для усложнения можно соединить все «сыпучие» и попросить ребенка разложить их в разные емкости.
Рисование на песке или манке
Нужно: плоская тарелка или поднос, манка или песок.
Рисование пальчиками
Нужно: бумага, можно заготовку для раскраски, пальчиковые краски, вода, влажные салфетки.
Лепка из соленого теста
Нужно: соленое тесто (можно разноцветное), скалка, разные формочки для выдавливания.
Каждый из этих приемов для развития моторики также направлен на всестороннее развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Приятных вам игр и общения!
Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель:
Что необходимо:
крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем:
нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.
2. Упражнения с пинцетом
Цель:
развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо:
пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем:
раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).
3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем:
взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.
5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.
6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.
8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.
9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.